Юридические консультации Нижневартовск Ханты-Мансийский Автономный Округ - Югры

 

УслугиО себеРезультаты по деламПрайс листOn-line консультацииТиповые документыСудыНедвижимостьКонтактыРеклама
 
Комплексное решение правовых вопросов физических и юридических лиц: Нижневартовск, Сургут, Лангепас, Радужный, Мегион, Стрежевой, Когалым, Покачи
 

ПОРЯДОК ОСПАРИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ  ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Консультация юриста Юридическая  консультация Юридическая помощь Помощь юриста Услуги юриста  Юрист онлайн Консультации по юридическим вопросам Консультация адвоката Вопрос адвокату Онлайн консультация юриста

 

ПОРЯДОК ОСПАРИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ  ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

     Правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не посредством оспаривания достоверности ранее проведенной оценки.

       Именно по пути заявления таких требований идет в настоящее время процесс оспаривания кадастровой стоимости и с определенной степенью уверенности можно говорить, что именно описанное основание для оспаривания представляется с юридической точки зрения наиболее перспективным.

      • Заявителями исковых требований могут быть физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

      • Ответчиком по данной категории дел будет являться орган кадастрового учета, осуществляющий в том числе и функции по государственной кадастровой оценке - Федеральная служба государственной регистрации, картографии и кадастра (ФГБУ «ФКП Росреестра»). Полномочия по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое

имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации возложены на Федеральную службу государственной регистрации,

кадастра и картографии Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 (ред. от 21.05.2012) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

     В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221- ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О государственном кадастре недвижимости» предусмотренные законом полномочия органа кадастрового учета, которым в настоящее время является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, на основании

решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

     В силу пункта 2 приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями органа кадастрового учета.  Указанные лица являются держателями кадастровой информации, на них возлагается обязанность по исполнению решений суда, которая заключается во внесении соответствующих изменений о новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, поэтому их привлечение в качестве соответчиков по рассматриваемым делам является законным и обоснованным.

     Таким образом, исковые требования об оспаривании кадастровой стоимости можно

предъявлять к:

      • ФГБУ «ФКП Росреестра» или

      • к Управлению Росреестра по субъекту Российской Федерации или

      • ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управлению Росреестра по субъекту Российской

Федерации как соответчикам.

        Прежде чем подать иск в суд об оспаривании кадастровой стоимости, необходимо соблюсти досудебную процедуру урегулирования спора. Она подразумевает обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия). Данное требование распространяется на юридических лиц. Физические лица могут сразу обращаться с иском в суд (ч. 3 ст. 245 Кодекса, ч. 3 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

        Верховный Суд РФ указал, что предприниматели также являются физическими лицами, поэтому требование об обязательном предварительном обращении в Комиссию на них не распространяется (п. 9 постановления № 28).

        В заявлении истец вправе потребовать (ч. 1 ст. 248 Кодекса, ч. 11 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ): установить в отношении объекта недвижимости кадастровую стоимость в размере рыночной;

        Верховный Суд РФ уточнил, что судебным решением рыночная стоимость может быть определена в размере, отличном от того, которая указана в заявлении истца (п. 24 постановления № 28). Поэтому следует быть готовыми к тому, что по итогам судебного разбирательства интересы истца могут быть удовлетворены не в полном объеме;

изменить кадастровую стоимость, если выявлено, что при кадастровой оценке были использованы недостоверные сведения;

оспорить решение или действие (бездействие) Комиссии.

Комментируя перечисленные положения, Верховный Суд РФ пояснил, что к недостоверным сведениям, в частности, относятся (п. 13 постановления № 28): технические ошибки; неправильное указание данных в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; неправильное установление оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта. Это, к примеру, неверное определение местоположения объекта, его целевого назначения, разрешенного использования земельного участка, неиспользование сведений об аварийном состоянии недвижимости или о его нахождении в границах санитарно-защитных зон (других зон с особыми условиями использования территории).

       Помимо этого Верховный Суд РФ отметил, что требования о пересмотре налоговых обязательств и арендных платежей не допускается рассматривать одновременно с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости (п. 5 постановления № 28). Следовательно, такие требования нужно заявлять в отдельном иске.

      С самостоятельным требованием о пересмотре кадастровой стоимости нужно обращаться еще в одном случае: если в ходе рассмотрения дела в суде в государственный кадастр недвижимости внесены результаты очередной кадастровой оценки в отношении спорного объекта. В этом случае изменить уже заявленные требования нельзя. Чтобы оспорить иную кадастровую стоимость, следует представить другое исковое заявление (п. 16 постановления № 28).

     Заявление в Комиссию о пересмотре кадастровой стоимости, исковое заявление в суд об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости могут быть поданы не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов (ч. 3 ст. 245 Кодекса, ч. 10 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Верховный Суд РФ указал, что пропуск срока для обращения в суд может быть восстановлен судом после оценки его причин (п. 8 постановления № 28).

    Обращаясь в суд, наряду с исковым заявлением необходимо представить документы, перечисленные в ч. 2 ст. 246 Кодекса, ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ.

    Если в суд обращается организация, потребуется представить документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора (п. 6 ч. 2 ст. 246 Кодекса). Верховный Суд РФ отметил, что для этих целей можно подать один из следующих документов (п. 9 постановления № 28): решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости; документ, подтверждающий факт не рассмотрения Комиссией заявления в установленный срок.

    Если Комиссия не приняла заявление к рассмотрению в связи с тем, что истец не приложил к нему требуемые документы (например, отчет о рыночной оценке недвижимости), это означает, что досудебная процедура не соблюдена. На этом основании истцу может быть отказано в судебном разбирательстве.

     Установленная решением суда кадастровая стоимость объекта применяется по-разному в зависимости от целей, для которых она предназначена. Для этого следует разграничивать налоговые и иные обязательства.

     Исходя из кадастровой стоимости рассчитывается земельный налог (ст. 390 НК РФ). С 1 января 2015 года действует следующая норма: если по решению Комиссии или суда кадастровая стоимость земельного участка признана равной его рыночной стоимости, подобное изменение учитывается при расчете налога (начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения изменений в государственный кадастр недвижимости).(См. абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ, п. 6 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ).

     Верховный Суд РФ разъяснил, что следует понимать под периодом, в котором подано заявление (п. 25 постановления № 28):

    - для организаций – дата обращения в Комиссию (поскольку необходима обязательная досудебная процедура оспаривания кадастровой стоимости);

    - для граждан (в т.ч. предпринимателей) – дата обращения в Комиссию либо в суд.

     Установленная судом кадастровая стоимость применяется до того момента, пока не вступит в силу в порядке, определенном НК РФ, нормативный правовой акт, которым утверждены результаты очередной кадастровой оценки (п. 28 постановления № 28).

Напомним, что по правилам п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

    Например, организация обратилась в Комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в рыночном размере в 2015 году. Комиссия оставила заявление без рассмотрения, в связи с чем в этом же году организация подала иск с аналогичным требованием в суд. Суд удовлетворил требование налогоплательщика, сведения о новой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в 2016 году.

   Это означает, что по установленной судом кадастровой стоимости земельный налог уплачивается в 2016 году за 2015 год.

   Предположим, что впоследствии нормативным правовым актом муниципального образования в отношении этого же земельного участка определена новая кадастровая стоимость. Данный акт был опубликован 15 декабря 2016 года. В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ он вступает в силу 01.01.2018.

    Получается, что установленная судом рыночная стоимость применяется при расчете земельного налога за периоды 2015 – 2017 гг. За 2018 год налог подлежит уплате по новой кадастровой стоимости.

    Для иных целей, не связанных с уплатой налогов (в частности, для внесения арендной платы), кадастровая стоимость, установленная судом, применяется с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения изменений в государственный кадастр недвижимости (ч. 3, 5 ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ). Верховный Суд РФ пояснил, что в данном случае руководствоваться ее величиной необходимо до момента внесения в кадастр очередных результатов определения кадастровой стоимости (п. 28 постановления № 28).

 

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ОСПАРИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

 
 
 
 
     
  Консультация юриста Юридическая  консультация Юридическая помощь Помощь юриста Услуги юриста  Юрист онлайн Консультации по юридическим вопросам Консультация адвоката Вопрос адвокату Онлайн консультация юриста  
 
 
 
отдых в анапеновогодние туры   анапа сочи домбай геленджикУслуги юриста. Карта сайта. Юридическая помощьЗаконодательство Новое в законодательствеНижневартовскЭкспертиза Нижневартовск ХМАООтдых в Анапе
отдых в Анапе
Юрист Москва, Юридические коннсультации, услуги Помощь, адвокат московская область
 Отдых в Анапе   Новогодний тур